В начале апреля газета The Los Angeles Times опубликовала интервью с
американскими ветеранами, работавшими в сверхсекретной Зоне 51 в штате
Невада. Они рассказали, что свидетельства появления НЛО над территорией
Америки и других стран в 1960-е годы связаны вовсе не с активностью
представителей иных цивилизаций, а с испытаниями секретных образцов
боевой авиации, разрабатывавшихся в интересах ЦРУ и Пентагона. О
существовании объекта у озера Грум, успевшего обрасти легендами и
слухами, было известно давно. Возможность рассказать о нем появилась
относительно недавно, так как лишь в 2007 году ЦРУ рассекретило
программу самолета A-12, известного под кодовым названием OXCART.
Разработку
этого летательного аппарата корпорация Lockheed Martin начала еще в
конце 1950-х годов в интересах ЦРУ. Примерно в то же время, 1 мая 1960
года, в районе Свердловска расчетом ЗРК С-75 был сбит другой секретный
американский аппарат - высотный самолет-разведчик U-2, пилотируемый
Фрэнсисом Пауэрсом. После этого программа U-2 фактически перестала быть
секретной, и A-12 позиционировался в качестве более совершенной
альтернативы, способной противостоять радарам и системам ПВО вероятного
противника. Испытания обоих самолетов проходили в так называемой Зоне
51.
В 1962 году первый OXCART, напоминавший, скорее, не
обычный самолет, а летающую тарелку, был доставлен в район озера Грум,
где совершил испытательный полет. Спустя еще год в результате
использования усовершенствованных двигателей испытателям удалось
достичь скорости, более чем в три раза превосходящей скорость звука.
87-летний отставной полковник Хью Слейтер, который в те годы был
командиром авиабазы в районе Зоны 51, убежден, что именно
разведывательный самолет A-12 американцы могли принять за неопознанный
летающий объект.
Причин для этого, по его мнению, было много.
В частности, весьма нестандартный по своей форме летательный аппарат
был изготовлен из титановых материалов и отражал солнечные лучи таким
образом, что его вполне можно было принять за объект неземного
происхождения. A-12 также был способен развивать немыслимую по тем
временам скорость и фактически перемещался со скоростью пули.
A-12 OXCART. Фото с сайта planesandchoppers.com 24
марта 1963 года OXCART, за штурвалом которого находился ныне 80-летний
ветеран, бывший пилот-испытатель ЦРУ Кеннет Коллинз, потерпел крушение
в штате Юта, однако пилоту удалось успешно катапультироваться. Коллинза
и находившиеся неподалеку обломки самолета заметили трое местных
жителей, предложившие доставить пилота на машине к месту катастрофы. До
этого момента ни один гражданский, не имевший специального допуска к
государственным секретам, не видел OXCART, и пилоту удалось убедить
добровольных помощников, что приближаться к нему опасно, поскольку
самолет оснащен ядерным оружием.
Слова пилота казались вполне
правдоподобными, поскольку в то время в Неваде действительно
проводились испытания ядерных вооружений. В итоге Коллинза доставили до
ближайшего дорожного патруля и передали полицейским. ЦРУ, в свою
очередь, удалось скрыть от общественности подробности авиакатастрофы,
представив ее как крушение бомбардировщика F-105 Thunderchief. Эти
детали до сих пор указаны и в официальных документах о происшествии.
Сотрудники
разведуправления впоследствии нашли местных жителей, ставших
свидетелями крушения, и заставили их дать расписку о неразглашении
государственных секретов. Самому Коллинзу пришлось пережить
унизительную процедуру, которую он не может забыть и спустя 46 лет.
Агенты ЦРУ вкололи ему так называемую "сыворотку правды" и подвергли
допросу, чтобы выяснить, что на самом деле могло стать причиной
катастрофы. После этого летчика, состояние которого напоминало
опьянение, на его же машине доставили к дому, внесли внутрь и передали
ключи от автомобиля жене без всяких комментариев. На первый взгляд
могло показаться, что Коллинз просто "перебрал лишнего".
Фотография военного объекта в районе озера Грум. Фото НАСА. Полеты
A-12 OXCART продолжались фактически до 1968 года, когда ЦРУ отказалось
от дальнейшей работы над этим проектом. При этом 5 из 13 построенных
самолетов были потеряны в результате авиакатастроф. По словам Хью
Слейтера, только за время его службы на авиабазе в районе Зоны 51
машина успела налетать 2850 часов. В это же время, по его словам, в
регионе было отмечено множество фактов появления НЛО.
Среди
свидетелей таких случаев было немало пилотов гражданских авиалайнеров,
которые обычно передавали эти сведения в Федеральное авиационное
агентство США. Все они впоследствии давали расписку о неразглашении
государственных секретов, однако, по словам Слейтера, нередко не могли
удержать язык за зубами. Это отчасти и породило сплетни о связях
пришельцев с таинственной Зоной 51.
За свою короткую карьеру
на службе Америке A-12 OXCART успел поучаствовать и в боевых операциях,
хотя, судя по всему, в полной мере возложенных на него надежд не
оправдал. Изначально, по данным печати, американцы планировали
использовать его для разведки территории СССР и Кубы, но после
нескольких случаев уничтожения самолетов-разведчиков U-2 советскими
силами ПВО отказались от этой идеи. Тем не менее, в 1967 военные
использовали OXCART для изучения системы ПВО на территории Вьетнама во
время вторжения в эту страну, а также в 1968 году во время захвата
Северной Кореей корабля "Пуэбло".
Некоторые источники
утверждают, что самолетам A-12 все же удалось незаметно вторгнуться в
воздушное пространство СССР, Китая и Кубы. Однако официальных
подтверждений этим фактам нет.
Интересно, что, по словам еще
одного ветерана, инженера Торнтона Барнса, также согласившегося на
интервью The Los Angeles Times, при разработке секретных летательных
аппаратов типа A-12 конструкторы охотно использовали зарубежные
технологии, включая скопированные с советских самолетов "МиГ". Но в
отличие от американских секретных аппаратов A-12, "МиГи" не были
выполнены в форме летающих тарелок.
SR-71 Blackbird. Фото с сайта www.visitingdc.com Тем
не менее, сверхсекретный американский самолет породил целую серию
других проектов. В частности, на его основе Lockheed Martin разработала
стратегический самолет-разведчик SR-71, получивший неофициальное
прозвище Blackbird. Всего было построено 32 таких машины, которые до
1998 года официально оставались на вооружении ВВС США и НАСА. 12 из них
были потеряны в результате катастроф.
Максимальная высота
горизонтального полета SR-71 превышала 26 километров, и он также мог
перемещаться со скоростью, в три раза превосходившей скорость звука. В
1976 году самолет установил абсолютный рекорд скорости, который, как
утверждают, не побит до сих пор - 3529,56 километра в час.
Еще
одним детищем программы считается беспилотный летательный аппарат D-21,
который должен был использоваться в качестве вспомогательного элемента
для другого проекта - самолета M-21 - и применяться в наиболее сложных
и опасных операциях. D-21 оснащался камерой, которую после выполнения
задания на заранее запрограммированном участке должен был сбросить на
свою территорию.
Буквы "D" и "M" в названиях беспилотника и
самолета объясняют их роли. "D" происходит от английского слова
"daughter" ("дочь"), а "M" - от слова "mother" ("мать"). В отличие от
A-12, самолет M-21 был двухместным, и роль оператора "дочернего"
аппарата должен был выполнять "офицер управления запуском". Но основная
сложность заключалась в запуске беспилотника D-21, поскольку зазор
между концами консолей D-21 и верхним краем килей M-21 составлял всего
15 сантиметров, и пуск мог привести к повреждению "материнского"
самолета.
M-21/D-21. Фото с сайта www.airliners.net Первый
успешный пуск беспилотника с борта M-21 удалось произвести в марте 1966
года. D-21, по свидетельству очевидцев, "парил" над задней частью
самолета в течение нескольких секунд, хотя экипажу этот короткий
промежуток времени показался "двумя часами". Инженер Келли Джонсон,
главный конструктор проекта, признался потом, что это было самое
опасное испытание, в котором он участвовал за все время своей работы в
авиастроительной отрасли.
Еще два испытательных пуска
беспилотников в том же году завершились успехом, однако в июле
аналогичная попытка на скорости 3,25 звуковой привела к уничтожению
обоих аппаратов - самолета и БПЛА. Кроме этого, в результате катастрофы
погиб второй член экипажа, который, как и пилот, приводнился в океан,
но впоследствии скончался от полученных травм. Видеоролик этого
происшествия сегодня размещен на сервисе You Tube. После этого
разработчики отказались от совместного использования D-21 и M-21.
Тем
не менее, конструкторы модифицировали беспилотный летательный аппарат
для использования на стратегических бомбардировщиках B-52
Stratofortress. Он получил наименование D-21B, хотя версии D-21A
никогда не существовало. D-21B не только участвовал в испытаниях, но и
применялся в боевых операциях.
Исчезнувший во время одного из
пусков D-21B, как утверждают, упал на территории Сибири, и советские
инженеры даже намеревались создать на его основе аналогичный образец.
Но эта программа так и не получила развития. Сами D-21, впрочем, также
можно увидеть лишь в качестве музейного экспоната, равно как и
единственный из двух уцелевших M-21.
Не получил развития и
проект истребителя-перехватчика YF-12 - еще одного детища A-12,
предлагавшегося как альтернатива закрытому в то же время проекту XF-108
Rapier для ВВС США.
Признания американских ветеранов, которым
привелось участвовать в этом уникальном проекте, сегодня представляют
интерес не только для людей, интересующихся авиацией, но и для
уфологов, продолжающих доказывать существование НЛО и верящих в интерес
неземных цивилизаций к нашей планете. Но если для первых эти признания
станут очередным поводом для более детального изучения рассекреченных
американских программ, то вторых, скорее, лишь разочаруют.
Впрочем,
относиться с полным доверием к словам американских ветеранов, может, и
не стоит. Кто знает, какие еще секреты скрывает Зона 51?